|
«Каждый выбирает для себя...»
|
Дорогие друзья!
В статье Владимира Гутковского прозвучал хороший вопрос: "чем руководствовались чтецы, выбирая тот или иной текст?"
Мне тоже стало интересно. А действительно, как происходит эта "химическая реакция", когда из множества произведений одно становится настолько близким, что его хочется озвучить? В чем критерий выбора?
Я собрал комментарии участников 1-го Международного конкурса чтецов "Поэзия голосом - 2013", в которых они отвечают на этот вопрос.
Если я не нашел чей-либо комментарий на эту тему, или Вам есть что добавить, пожалуйста, присоединяйтесь, расскажите (в комментариях на этой странице) о Ваших критериях выбора стихов.
С уважением,
103Павел Гуданец
администратор творческого портала "Мир Муз"
157Виктор Яковлев
Почему я выбираю для чтения тот или иной текст.
Прежде всего, я должен его УСЛЫШАТЬ. Причем, услышать ВМЕСТЕ С АВТОРОМ. Если стиха не слышно, значит он вне поэзии. Да, работа над текстом «по школе» необходима, но при исполнении она должна быть в определенном смысле «забыта», уступив первенство поиску ГАРМОНИИ всего: жизненного опыта, опыта читателя и чтеца, нажитого литературного, поэтического и музыкального вкуса. Всенепременно – наличие серьезного внутреннего повода и потребности прочесть именно это стихотворение, именно сейчас и именно так... Только тогда можно будет сказать, что «дышат почва и судьба», только так родятся вторые планы, подтексты и т.п.
•
177Александр Синица
(о стихотворении "Конкурсное произведение 42. Минц")
Мне нравятся и нравились всегда стихотворения, где есть диалоги и действия. В вашем стихотворении всё это есть. За такой короткий стих проходит большая жизнь и раскрыты образы всех персонажей действия. Конечно, сложно угадать позицию и отношение самого автора, но как раз я-то и понял главного героя так, как вы описали. Одиночество и боль от непонимания!
•
177Александр Синица
(о поэме Николая Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Не зря мы с Вами начинали изучать Русскую литературу в 5 классе именно с этого произведения. В этой поэме все родное от земли русской. Заново прочитал это произведение уже "взрослым", и всё воспринимается по-новому, более осмысленно. Поэтому считаю: надо возвращаться к таким шедеврам и не один раз.
•
159Валентина Солдатова
(о стихотворении Натальи Выскребенцевой "Оставьте")
Я стараюсь выбирать стихотворения жизненные, которые чему-то учат...
•
171Анна Галанина
(о стихотворении "Конкурсное произведение 142. О главном")
Стихотворение очень выигрышное для декламации, на мой взгляд. Его можно играть. А самое главное - оно короткое и не скучное. Даже ежели человек 5 его прочитают - жюрящие товарисчи не заскучают: не успеют :))
•
110Ирина Вахитова
(о стихотворении "Конкурсное произведение 70. Фиби")
Мне с самого начала хотелось попробовать прочесть это стихотворение. Не уверена была, что получится. Обычно я декламирую совсем другие стихи - нечто напевное и тягучее.
•
179Виктория Павлова
(о стихотворении Елены Кондратьевой-Сальгеро «III (Отрывок из поэмы "Не былина - небылица")»)
Я озвучила этот фрагмент, потому что он меня очаровал, потому что произошло УЗНАВАНИЕ себя)
Читаешь всегда по-своему, а не по-авторски, даже будучи с автором в дружбе и зная его много лет, принимая его отношение к миру, понимая его поступки, всё равно так, как он, не прочтёшь. А мы читали незнакомые строки незнакомых авторов. Но, может, в этом есть своя прелесть?
•
187Татьяна Аинова
Вообще-то я считаю, что стихи должны звучать именно в авторском исполнении. И авторам стоит читать, не подражая актерам, а так, как стихи звучат внутри. Мне пока удается не в полной мере, голос не всегда слушается. Но этот проект стал хорошим стимулом.
•
215Татьяна Шеина
(о стихотворении "Конкурсное произведение 205. Материнская любовь")
Почему именно этот стих? Сама не знаю :) Наверное, тема для меня понятная и близкая - из тех, которые не нужно специально сквозь себя пропускать перед прочтением, потому что оно и так болит не первый год)
И потом, подумалось, что автору может быть полезно своё произведение со стороны послушать - так иногда вскрываются неровности и шероховатости стиха, незаметные при прочтении собственного самому себе...
•
190Иван Онюшкин
(о стихотворении "Конкурсное произведение 38. Учителям")
Я выражаю свое отношение к миру через творчество других поэтов. Миром правит любовь.
•
Copyright © 2013 Павел Гуданец Свидетельство о публикации №20131213914
опубликовано: 13 декабря 2013, 15:31:11
|
Но диалог был под записью моего "из крана", которую сделала Наташа Ефимова - здесь: http://mirmuz.com/post/420/Anna_Galanina_Iz_krana Наверное, поэтому и путаница возникла:)
Категорический противник поэтических ТУРНИРОВ - НЕ РЫЦАРЬ, хоть иногда в них и участвую, чтобы ещё раз убедиться в своей правоте.Объективности в оценках при самом объективном жюри ( что само по себе весьма проблематично ) быть не может, тем более ,при механически- арифметическом подсчёте нескольких, даже многих "субъективных" мнений. Жюри , которое не может собраться для обсуждения ВМЕСТЕ- есть элемент "случайности" результата и чисто вкусовых индивидуальных предпочтений. Сумма не есть качество.И главное:НЕ СУДИТЕ И НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.! - золотой принцип "заочно"- виртуальных творческих конкурсов.И слова заглавия рубрики"КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ,,," - идеально подтверждают это: ТОЛЬКО каждый и только ДЛЯ СЕБЯС уважением к участникам, судьям и организаторам. Оставшимя- успехов: кому - трижды, кому - дважды, а кому- "Хоть один только раз..."
Что касается Ваших критериев ("нравится - не нравится", "оставляет след в душе"), по-моему, они незаурядны. Спасибо за участие и за Ваше мнение. С уважением.
Этот принцип работает, мне кажется, и при выборе стихотворении, и при его исполнении, и при его прослушивании. А вот в чем заключается эта зацепка - пытаться объяснять-то можно, но все это будет "кругом да около". "Зряче только сердце" как мне вместе с классиками кажется :-)
Уваж.Павел! Согласен с Вами на 100%. Но понять , что именно "Зацепило", значит поверить алгеброй гармонию. Жить сталобы скучно....Успеха в дальнейшем!!!
Зачем? Если мнение каждого важно - потому, собственно, каждый из них и в составе жюри, то зачем им "собираться вместе"? Чтобы причесать мнение каждого под общую (нужную) гребёнку? Это нивелирует и мнение каждого в частности, и результат - в общем. Собственно, это - то, что мы видим почти на всех конкурсах. Сетевых ли, реальных... Есть мнение каждого, а есть результат общий. И дважды два в этом случае не всегда равен четырём. Нивелировка - опасная штука... И потому - победы ожидаемы, результаты - предугадываемы, победители известны или предопределены вначале. По самому факту состава собираемого вместе жюри (а чаще - председателя жюри).
Что будет здесь - мы не знаем. Но что-то уже не вписалось в ожидаемые результаты этапов конкурса. Хорошо ли это, плохо - не знаю. Но сам факт непредугаданного результата - это очень хороший признак, на мой взгляд.
п.с. кстати, Эдуард, жюри в сети имеет огромные возможности для того, чтобы "собраться вместе":)
Стихи для этого конкурса я выбирала по следующим критериям :
1. Сюжетный, событийный, где есть история, возможно даже, сценарий, что ли.
2. Несколько персонажей, которых можно играть.
3. С богатой гаммой эмоций – чтобы можно было в одном стихо и рассмеяться и всплакнуть.
А ещё я люблю выбирать для чтения стихи, казалось бы, не слишком техничные, что ли, несколько «не правильные» с точки зрения правил стихосложения, чтобы голосом показать, что и этот стих имеет право быть (!).
Например, я делала бо́льшую ставку на стихо Екатерины Мнацаканян «Злые стишки». Стихо на мой взгляд с богатым вторым планом, с завуалированным сюжетом, с возможностью многих трактовок – в нём можно и хохотать и рыдать, в тексте автор практически не ставить препинаки, и чтецу – полное раздолье в толковании! ….но…. видимо, я не достигла в этот раз желаемого – именно эта декламация осталась незамеченной ))))))) Значит, главные мои достижения – впереди! ))))))))
Удачи всем!
Валентине: труд иногда не заметен остальным, некоторым кажется, что декламировать - это проще простого.
...а ещё... "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим"... в какой мере прощаем мы - в такой прощается и нам.... и - хоррошшо-о-о-о!... и - легко....
А декламировать на микрофон, тем более в домашних условиях - ой, как нелегко! сначала надо добыть тишину среди большой и шумной семьи, как-то объяснить птичкам за окном, шобы чуток подождали каркать :) объяснить детям, что если из моей комнаты доносится воющий плач или бешеный хохот, то не стоит сразу ломиться в двери с валерьянкой и вызывать скорую помощь :) и я уж не говорю о проработке стиховного содержания и смысла, поиска вторых планов, ключевых слов, о борьбе с многофункциональной записывающей техникой и прочего-прочего... Тяжело?.... но ведь и здорово, Ир, правда? :) Я всегда с удовольствием слушаю Ваши песни, спасибо!
и его исполнение поэмы Николая Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". :)