Сегодня у нас в гостях очень интересный человек, замечательный собеседник (это я опережая события говорю, потому как имела удовольствие с этим человеком беседовать) – Николай Леонардович Гуданец, русский поэт и прозаик, член Союза писателей Латвии, член Союза российских писателей.– Вопрос «с чего начинается поэт» интересовал меня с самого детства. Искала ответ у классиков (в дневниках и переписке Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, в воспоминаниях-зарисовках Ирины Одоевцевой и др.) и современников. Хочу задать этот вопрос и Вам: с чего начался поэт Николай Гуданец? С какого возраста Вы пишете стихи? Что стало стимулом для первого в жизни стихотворения? – Первое стихотворение, которое помню, написал в пятом классе, на уроке. Задали сочинение на тему «Осенний вечер», я вдруг решил, что могу написать его стихами. Получилось вот что: Воздух синеет, свежестью пахнет,Далее ещё два четверостишия в том же духе. Получил пятёрку. Это моя первая и последняя официальная литературная премия. Ну, а серьёзная работа в литературе началась в четырнадцать лет, когда я поучаствовал в семинаре молодых авторов при Союзе писателей Латвии. Началось общение с собратьями по перу, стал вырабатываться навык профессионального разбора стихов. Это рубеж, значение которого для меня огромно. – Ваша первая книга стихов вышла, когда Вам было 23 года: достаточно юный возраст. Что-то изменилось с того времени – во взглядах на поэзию, в вашей поэтической манере, жизненной философии? – Полагаю, лет в двадцать писатель созревает во всех отношениях, интеллектуально и эстетически. Ну, а у меня первый сборничек «Автобиография» ознаменовался переломом. Я вполне сознательно подражал манере Вознесенского, стараясь преодолеть дидактизм и сухость своих юношеских стихов. Это вроде получилось. Но следовало двигаться дальше, а как и куда, я понимал смутно. Замечательно сказала Ахмадулина: Писать, как хочу, не умею,Больше полугода я не мог писать вообще. Кризис переживал страшно, смысл жизни пропал, даже подумывал о самоубийстве. Потом вдруг хлынули стихи, очень быстро сложился цикл «Трактаты». Я ощутил черты своего нового стиля и почву под ногами. – Этой весной вышла Ваша новая книга. Расскажите о ней. – Мою предыдущую книгу я напечатал за свой счёт в 1993 году. Эта тощенькая брошюрка канула в пустоту, и я решил подождать, пока мои стихи будут востребованы обществом. Наконец общество в лице поэта Юрия Касянича предложило мне издать сборник и оплатить типографские расходы. Я очень признателен Юрию за это. В сборник «Сцепленье предмета и взгляда» вошли мои лучшие стихи за последние 35 лет. Те, кому не досталось типографского экемпляра, могут бесплатно скачать pdf-файл книги с моего авторского сайта. – «Кто своими двумя руками когда-либо вообще что-нибудь мог? Дать уху слышать, руке бежать», – писала о состоянии творчества Марина Цветаева. Как Вы считаете, способен ли поэт сам, без влияния «свыше», создавать поэтические произведения? Или такое влияние всегда присутствует? И были ли в вашей жизни ситуации, косвенно подтверждающие вмешательство неких стихий – того, что через нас хочет проявиться? – Признаться, меня смущает титул поэта. Я бы сказал о себе так: «человек, изредка пишущий стихи, порой удачные». Вот программистом себя назвать могу, поскольку в любой день способен с утра сесть за компьютер и написать программный код. А со стихами так не получается. Они пишутся в особом состоянии, в которое нельзя войти по своей воле. Когда получаются хорошие стихи, это повергает меня в изумление. Они гораздо мудрее, тоньше, глубже и чище моих повседневных мыслей. Час назад о них не было и помину, а когда они получились, я уже не могу написать другое, равноценное стихотворение, запал иссяк. Естественно предположить, что стихи где-то уже существуют, и автор всего лишь служит их транслятором, в меру своего вкуса и способностей. Знаю, не я один такой, о том же говорят многие поэты. Надо сказать, я получил сугубо атеистическое воспитание и образование. Но наперекор всему пришёл к вере в Бога. Решающим оказался опыт личных переживаний. – Были ли у Вас учителя в поэзии? О ком из них Вы хотели бы рассказать? И можно ли вообще научить писать стихи (вопрос, довольно часто задаваемый в поэтическом пространстве, как мне кажется)? Возможно, этим вопросом мы затронем и вашу научную деятельность… Я имею в виду тему вашей диссертации. Расскажите о ней немного, пожалуйста. – Да, своим литературным гуру я избрал Андрея Вознесенского. В восемнадцать лет специально поехал в Москву, чтобы с ним познакомиться и показать свои стихи. Андрей Андреевич отнёсся ко мне очень тепло. В одном из стихотворений он писал: Поэт в первом поколеньи,Это написано после нашей встречи, когда я провожал его на Курском вокзале в Крым, и там есть строки, понятные лишь в контексте нашего с ним общения. А позже, когда у меня начались крупные неприятности с Госкомиздатом и КГБ, Вознесенский как-то явно ко мне охладел. Ну, я всё понял и впредь не стал навязываться. Свою дипломную работу (нынче она приравнена к магистерской диссертации) я писал о метрике стихов Вознесенского. Пороху я там не изобрёл, ибо стиховедение слишком сухая и эмпирическая область. Научить писать стихи невозможно, зато возможен дельный совет или точное замечание. Поэтому так важно поработать с толковым редактором, поучаствовать в профессиональных обсуждениях. Меня судьба всем этим щедро наградила. Упомянутый кризис после первой книги мне помогли перешагнуть Боратынский, ранний Заболоцкий и поздний Мандельштам. Из зарубежных поэтов – Райнер Мария Рильке и Федерико Гарсия Лорка, которых, увы, читал только в переводе. Неоценимым подарком судьбы стала дружба с Алексеем Парщиковым, знакомство с изумительными поэтами Иваном Ждановым и Александром Ерёменко. Вот вся эта поэтическая роскошь стала для меня ориентирами, если угодно, маяками на горизонте. Туда я поплыл, а насколько успешно, судить другим. – В своей биографии вы написали, что «работали на многих работах, к примеру, были учителем, бетонщиком, кочегаром, контролером ОТК, журналистом, редактором литературно-публицистического журнала «Шпиль». Подобный жизненный опыт как-то отразился на вашем творчестве? И вообще важно ли это для творческого человека – заниматься разнообразными видами деятельности? Или для поистине талантливого человека подобное не имеет значения? – Этот перечень достоверный, но иронический. Я его давным-давно написал для одного сборника фантастики, пародируя канонические советские биографии литераторов. Формально там всё правда, скажем, контролёром ОТК проработал два месяца на летних каникулах, шестнадцатилетним подростком, и заработал на свою первую пишущую машинку. Не считаю, что трудовая биография важна для писателя. Никто ведь не живёт в вакууме. Значение имеет лишь внутреннее переосмысление полученного опыта. – Как Вы относитесь к экспериментам в поэзии? Считаете ли, что без них поэзия изживёт себя со временем? И вот сразу – более глобальный вопрос на ум пришёл: почему, несмотря ни на что, поэзия существует уже много веков? Есть ли в этом некий божий промысел? Или это просто какой-то особый вид хранения информации, близкий человеку, например, физиологически, т.е. лучше всего усваиваемый поколениями? Что Вы вообще думаете о современном информационном пространстве? Какова роль поэзии в нём? (Вот такая вопросная смесь у меня получилась). – В известном смысле вся настоящая поэзия является экспериментом, попыткой выразить невыразимое. Изжить себя она не может, ибо люди, пока они люди, всегда будут рисовать, плясать или рифмовать. Ещё люди любят играть. А одна из самых изысканных игр со смыслами и словами называется поэзией. Но это вдобавок и способ прикоснуться к чужой душе, почувствовать отзвук в своей. Меня в стихах увлекала ещё и формальная сторона. Скажем, в «Трактатах» я попробовал кое-где вкрапить строку семистопного ямба без цезуры (теоретически совершенно неудобоваримую). Вроде получилось, ритм держится и работает на смысл. Позже с удовольствием обнаружил тот же трюк у Ивана Жданова. Нынешнее информационное пространство, по-моему, замечательно. Есть возможность мигом найти стихи любого автора, читать его новинки в социальных сетях, обмениваться мнениями. Доступна в любой момент вся классика. Другое дело, мы проходим через период какого-то личностного обмеления, обнищания – и в России, и во всём мире, насколько могу судить. Попробуйте с ходу назвать троих великих поэтов, или прозаиков, или живописцев, или мыслителей из ныне живущих. Не получится ведь, а сто лет назад назвали бы сразу. Такое в цивилизации происходит, мне кажется, волнообразно, то Ренессанс, то антиРенессанс… – Николай Леонардович, может, Вы бы сами хотели о чём-то рассказать читателям? Предложить тему беседы? Буду очень рада! – Я хотел бы рассказать о главной книге моей жизни, «Загадка Пушкина». Задумал её на студенческой скамье, тридцать лет собирал материалы и размышлял, потом шесть лет писал. Вышло больше миллиона знаков, объём внушительный. Книга получилась еретическая, острая. Началось с того, что я попробовал разобраться, почему пушкинские стихи не вызывают у меня ни малейшего восторга. И мало-помалу выяснилось, что репутация гениального Пушкина – это поразительный случай мифологизации, манипулирования сознанием. К столетию со дня гибели поэта вышла книжечка В.Я. Кирпотина, «Наследие Пушкина и коммунизм». Её издали тиражом один миллион экземпляров! А написана она была по личному указанию Сталина. Так оказался заложен фундамент советского мифа о Пушкине. Поэт стал каноническим культурным героем и национальной большевистской святыней. Представьте себе, отечественное пушкиноведение до сих пор пребывает в кирпотинских шорах. Маститые современные пушкиноведы хором признают, что Пушкина не понимают. Национальная культурная святыня, оказывается, покрыта мраком непонимания, каково? Впрочем, не буду пересказывать всю книгу. Дождёмся её выхода в свет. Пока что я получил отказы от нескольких издателей, полагаю, публиковать такое попросту боятся. Сейчас рукопись «Загадки Пушкина» доступна для всех желающих в виде файла на моём авторском сайте. У меня нет иллюзии собственной непререкаемой правоты, но я уверен, моя книга необходима отечественной культуре, как горькое отрезвляющее лекарство. Рано или поздно она бы возникла. И хорошо ещё, что написал её не иностранный славист, а русский писатель. Что ж, спасибо за интересные вопросы. И небольшая подборка стихов Николая Гуданца. Троица В золоченом окладе, под толстым стеклом, озирая скопленье музейного люда, трое ангелов чинно сидят за столом, осененным ветвями Мамврийского дуба. Неторжественный вид и рассеянный взор у троих белокрылых посланцев господних. Перед ними — вино, домино, «Беломор». Очевидно, сегодня у ангелов отдых. А еще на неструганых досках стола — три стакана из чайной и килька в томате. Левый ангел с похмелья. Небрит и скуласт. Нимб надет набекрень, как фуражка, примятый. Он уходит в запой, словно в шахту горняк, зарастает щетиной, разит перегаром, продает в анатомикум жаб и дворняг, сквернословит, дерется, бесчестит кухарок, в довершенье всего пропивая пиджак. Но однажды торжественный день настает. Ангел твердо решает, что хватит — и баста. На вокзале побрившись, бутылки сдает и затем выкупает крыла из ломбарда. Чемоданы отверток, клещей, молотков волоча в узловатых копченых ручищах, он идет по кварталу, как сам Саваоф, окруженный оравой собак и мальчишек. Он тогда месяцами не пьет и не ест — чинит, красит, паяет, скоблит, купоросит, а пятерки и трешки он шлет в Красный Крест или в город, где вырос, в детдом № 8. А потом все на свете опять надоест. Средний ангел — художник. Он хмур и патлат. Бородища лежит на груди, как кольчуга. Из-под челки горит антрацитовый взгляд, превращающий мир в многоцветное чудо. Он малюет пейзажи, молчун и чудак в мешковатых штанах и соломенном брыле. Тяжело поднимаясь к себе на чердак, он не думает вовсе о собственных крыльях. Он семьи не завел — оставлял на потом, а потом — в пламенеющей роще кленовой любовался еще не просохшим холстом, отставлял его в сторону, брался за новый. За труды он не ждет баснословных щедрот, полагая, что все это — как-нибудь после... Не закупит Худфонд — он друзьям раздает, завернет бутерброд — и — с этюдником — в поле. Ангел справа сияет, как вишня в цвету, голубой сединой, белоснежным халатом. Он — садовник в густом человечьем саду, прививает побеги ума и таланта. А когда его сад погружается в сон, он приходит в роддом, полуночник усердный, с дерматиновой сумкой, как почтальон, и разносит младенцев в крахмальных конвертах. Он доволен был делом своим и судьбой. По теперь, по слепому велению рока, он работает слесарем в здешнем депо. Третий ангел не пьет. Но ему одиноко. Так живут эти трое крылатых друзей, украшая собою районный музей. И всегда в понедельник, встречаясь втроем по старинной традиции, в общую кассу собирают рубли и идут в «Гастроном» покупать папиросы и «Белый молдавский». И сидят все втроем за бутылкой с вином, грохоча домино и мусоля цигарки. Потолкуют часок — и нальют по одной. В понедельник у ангелов выходной. Чертеж В осенних ночах — пустотелых, промозглых, тревожных — не гаснет окно на фасаде соседнего дома, и виден в распахнутой раме склоненный Чертежник, упрямой и точной работой своей околдован. Он делает кальку со схемы ноябрьского сада, где лязгают ножницы мойры в пустеющих кронах и, не совпадая зубцами, с беззвучным надсадом вращаются листьев заржавленные шестеренки. Дыханье поэта и уксусный пот балерины, размах кузнеца и прищуренный труд ювелира осенний Чертежник обязан собрать воедино и тушью скрепить раздвижную конструкцию мира. Пространство сквозит в перекосах, обрывках и хлопьях, а Он различает мельканье колес часовое, как мастер, надевший игольное зренье циклопа, ища зацепление между природой и словом. В распавшихся связях рябит обездвиженный воздух, и гладкое время течет никуда ниоткуда, вселенский порядок разомкнут, как птицы и гнезда, как листья и дерево, как божество и рассудок. И все траектории сходятся в четкую сетку, в прозрачные трещины четырехмерной утраты, и в этой системе — листок, отделенный от ветки, уже равнозначен падению царства Урарту. И в том же масштабе — с крутой неуклюжестью смерти над городом косо летят колесо Зодиака, округлая ночь, нефтяная пустая цистерна, скрипенье осей и колодок шершавого мрака. А в доме напротив — не гаснет окно до рассвета, сидит одинокий Чертежник под яростной лампой, и твердые пальцы его продолжает рейсфедер железной щепотью, где линия свернута в каплю. Ночной снегопад По тротуарам снегопад катился, словно самокат на серебристых спицах, и, как в кульбите акробат, не мог остановиться, белил деревья и кусты, валился оголтело, пустые глыбы темноты зачеркивая мелом. Над улицей густела мгла, но оставалась белой. Казалось, что земля была сплошным астральным телом, она сияла и плыла к неведомым пределам, где вместо холода и тьмы — могучее свеченье, где обретем и снег, и мы свое предназначенье. И то была не ночь, а весть о том, что неизбежно есть в космических пучинах неведомая ипостась, где тьма и свет, соединясь, бросают в хаос, прах и грязь зерно первопричины. И каждый, кто в ту ночь бродил в колючем вареве белил, был изнутри прохладен, бел, кипящим снегом полон, как будто в гуще зол и дел себя впервые разглядел и навсегда запомнил. Взгляд Андрею Левкину Ночная громада лохматого сада упрямо пыталась взлететь в никуда, сквозь тысячелетья сияла звезда, а сад закипал, подминая ограду, и мехом кузнечным вздымался и падал. Мятущийся, вздыбленный мир — как узда, держало сцепленье предмета и взгляда. По сути — никто, соглядатай случайный, ты осью глазной мирозданье скрепил, в забвенье сойдешь и останешься тайной для этих великих ветвей и светил. Отныне, в твой разум торжественно врезан, чернеющий сад извивается в бездне, роняет созвездья в прорехи листвы. Осыплется небо, а зренье исчезнет, но где-то в основе, в изнаночном срезе останется взгляд, словно след кислоты. * Авторский сайт Николая Гуданца * Видео: презентация книги стихов Николая Гуданца «Сцепленье предмета и взгляда» (Рига, 2016.05.28) Copyright © 2016 Алёна Асенчик
Свидетельство о публикации №201608264465 опубликовано: 26 августа 2016, 19:45:56 |
Спасибо, Павел!
Душевно