«Ёжик - жожик
Ёжик - вжик Иглокожиковый Ржик» ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ БЕРЕГОВА Стихи Сергея Берегова – свободный мир, созданный воображением талантливого ребенка. Ребенок стал взрослым и его свобода повзрослела вместе с ним. Взрослый ребенок так же безудержно добр и трогателен, так же уязвим для бессмысленного зла. Внешний мир все время спрашивает со взрослого так же, как спрашивал с ребенка, ни на минуту не оставляя в покое. Внутренний мир безмятежно молчит до поры, а потом вдруг выпускает, защищаясь, иголки и на миг превращается в ежика. Этот миг отражается в памяти внешнего мира и взрослого оставляют в покое. Ежиные иголки поэта Берегова – его язык. Каждый стих вызывает внутри читателя ответный отклик – как ребенок сразу же откликается на порыв незнакомого сверстника – давай играть! – Давай! – из казалось бы навсегда утраченной детской памяти откликается сердце читателя. А накопленный опыт взрослого разочарования удрученно спрашивает: а – как? И признается смущенно: я не умею… Внутри стиха Сергей - ребенок встречается с Сергеем - взрослым. Взрослый испытующе смотрит и задает стандартно глупые вопросы или взывает: остепенись! Ребенок собирает всю силу воли в кулак и идет к себе домой. Потому, что он этот дом сохранил. Синяя шпала Домой шла. Было темно. Лесные звери Сидели по норам А полевые - Рылись в деревьях А шпала, синея, Домой шла. Заметила шпалу змея И попросилась замуж Но шпала не пошла. Шпала домой шла. Почему – шпала? Рельсы скрепляет. Поперек пути лежит. Потому что путь не ею проложен, не ею задуман, но путь есть, от рождения ребенок знает: вот он, путь. А когда повзрослеет – оказывается: а был ли путь? Может, пути-то и не было… А шпала – была. И есть. И будет. Потому что должен же кто-то удерживать саму возможность пути… А синяя – почему? «Цвет небесный, синий цвет…» И есть дом. И туда хочется зайти. Дом олицетворяет надежду. И зайти туда хочет любой, потому что любой – голоден и хочет тепла. Но оказывается, что обитатель дома тоже голоден и тоже хочет тепла. Он так много отдает тепла, так щедро делится запасами духовной пищи, что порой остро ощущает холод и голод. Случайный голодный ребенок заходит на огонек, видит голодную кошку и не испытывает ничего, кроме внезапного раздраженного гнева. Поскольку уверен – его голод обязаны утолить, а он сам никому и ничем не обязан. все на дачах город пуст улицы обметены пылью вдалеке дымит одиноко маленький дом двери прикрыты неплотно и наташа прибежала смотреть кто есть там а там никого нет скрипят сами по себе половицы и от ветра шебуршит соломенная крыша и кошка машка моет лапами нос и просит молока дай, говорит, поесть мне чего-нибудь, наташка, и молока наташа пожала плечами, сказала кошке: да пошла ты, самой нечего жрать. и ушла. Этот стих пронзителен невероятно. Дети и кошки вызывают безотчетное чувство нежности и сострадания. И каждый из нас, если не в реальности, то понаслышке, но очень убедительно, от родителей, от дедушек и бабушек, хорошо знает, что такое – голод. И поначалу трудно воспринять этот текст в метафизическом смысле, так моментально отзывается в подсознание загнанная «физика»… Но в том-то и беда, что сейчас даже детки из детского дома хорошо и калорийно накормлены. А душевный голод достигает таких невыносимых масштабов, что – сводит с ума. Поэт задумывается – если мир нормален, то сумасшедший – я. К счастью, ребенок не мыслит себя вне мироздания, будучи надежно отгорожен от внешнего мира. Мироздание ребенка – тот мир внутри него, в котором ему хорошо. А ежику уже почти хорошо в лесу, влесенашем. Вот только ребенка там называют «даун». в этом лесу все ёжики были сумасшедшими они разрушали цели просто сидели смотрели в небо и пели - ююю заразиться просто увидишь сумасшедшего ёжика - плям и ты такой же никто не смотрел на них а они мечтали исправиться потому что если сто несумасшедших посмотрит на сумасшедшего ёжика он становится почти нормальным бегали и заглядывались в глазки всем но видели лишь сожмуренности сожмуренности пришёл дровосека и сказал - всех ёжиков порубить на хрен и проблемы нет сумасшедшие ёжики собрались в стайку и тихо запели прощальное - юююююю да что там врать короче порубали их всех но одного сумасшедшего ежонка спас местный тихий даун он спрятал его за пазухой тихим даунам разрешено быть хотя у них и не бывает целей но один тихий даун не может разрушить хорошую целей цепь сумасшедший ёжик вместе с тихим дауном составили симбиоз и теперь они незримо для всех перерабатывают цепь целей в целительное снадобье от золотухи которое пользуется огромным спросом в лесенашем чо дальше не знаю пиши сам А внешний мир, почти сплошь состоящий из настоящих сумасшедших, вечно кричащих о своей нормальности, все ставит и ставит цели, которые превращаются в цепь и все безысходней опутывают тех, кто вечно виноват и вечно мечтает исправиться. Социальное помешательство изувеченных детишек на почве собственной вины и постоянные поиски виноватого… «но один тихий даун не может разрушить хорошую целей цепь». И совсем освободиться от общества, как учил нас Карл Маркс, не получится, – входить в ипостась ежика придется постоянно, но если это воспринимать, как игру – то лучше всех играть умеет ребенок. И взрослый ребенок начинает воссоздавать то ощущение мироздания, которым он был награжден с рождения. Там есть солнце. Там есть океан. Там деревья не растут сами по себе, их высиживают рыбы. Деревья обретают «величье совершенной жизни» и шум их пышных крон – самые главные слова, которые может расслышать и ребенок, и взрослый. А корни пьют жизнь в самом ее существе. рыбы - матери деревьев рыбы - кто бы мог подумать - обитают на деревьях их высиживая гуртом или бором чтоб не блея на манер овец и мышек были рыбьи дети немы и корнями пили воду из морей озёр и речек по своим древесным жилам пропускали биллионы рыбьих икр и жабьих тоже наполняя кислородом их иссушенные жабры штобы жили жили штобы и листву на свет рожали и ловили бы фотоны протоплазм и прочих гадов чтобы свет сгущал бы воду и земля тверда б стояла Что может быть прекраснее жизни? Риторический вопрос, банальный вопрос, невыносимый в своей безответности для преобладающего большинства взрослых. Потому что взрослые все время хотят войны. Потому что им кажется, что война спишет все экзистенциальные вопросы и сама по себе даст утвердительный ответ: жизнь прекрасна. А – тебе, или кому-то еще – не важно. Главное, от тебя ничего не требуется, кроме выполнения приказа. Вот тут взрослый готов отречься от себя-ребенка. Потому что с детства усвоил: солдат – звучит гордо. Потому что тоже с увлечением играл «в войну». И видел тысячу фильмов, и слышал тысячу песен, и выучил тысячу стихов. И вся история – за тебя. И только ребенок – против. Потому что любовь и война исключают друг друга. А ребенок рожден для того, чтобы любить. нынче времени нет для страха пошила мне мамочка белую рубаху сказала иди-ка сынок на войну и я пошёл на войну таких как я по стране посмотреть тысячи тыщ дураков сорокалетних ждём войны как небесной манны раздолбать бы всё поскорей к е**ням и здобрым утром создобным хлебцем чашечку кофе милой в постель подать на милая вот тебе чашечка кофе потчуйся потчуйся потчуй ся по-чёрному если то вот я бы такое сказал послезавтра - война и началась бы война послезавтра оооооооооо семь миллиардов человеческих организмов оснащённых мозгами и помыслами вооружившись на войну бы вышли и я бы вышел один на них ооооооооооооооооо потянул бы такое христос? - я подумал семь миллиардов раз быть разодранным в клочья? нет, и он бы не потянул и я бы не потянул я бы сдох и семь миллиардов без одного счастливчика человек не взяли бы на себя грех моего убийства а впрочем война не содержит греха война священна пошла она на «И семь миллиардов без одного счастливчика человек не взяли бы на себя грех моего убийства» – говорит ребенок. И взрослый крепко сжимает его ладошку. Copyright © 2015 Наталья Троянцева
Свидетельство о публикации №201502192889 опубликовано: 19 февраля 2015, 18:22:24 |