Комарово... Как много в этом слове... Ностальгические интерьеры с привычными недоделками, которые остались еще с приснопамятных времен... Столовая, велевшая забыть новобретенные привычки трапезничать в стиле a la carte и неотвратимо вернувшая из памяти пионерские лагеря с порционными салатиками и компотами. Прибывающие в пятницу на фестиваль "Петербургские мосты" насыщали территорию. Объятия, восклицания, поцелуи... После ужина стихийно организовался поход к «будке» Ахматовой, который возглавил ныне живущий в «апартаментах» Анны Андреевны драматург Сергей Лосев. Неказистый домик, сумрак от сомкнувшихся сосновых крон. Настоящий, проживший десятки зим, вросший в хвойную землю колодец с ведром на цепи... Эпохально трогательный умывальник с металлическим штырьком внизу. И когда вспоминалось, что здесь, у этого окна, вероятно, были написаны строки про «дорогу не скажу куда...», перехватывало горло... Тем временем на территории Дома творчества затевались шашлычки под руководством Саши Фролова и Володи Шпакова. И возрастала температура баньки. В густеющем сосновом воздухе послышался перебор гитары, и в ход пошли коньячки. Вечер пятницы плавно перешел в дружескую ночь. Суббота началась с экскурсии в Комаровский музей. С нами – директор музея «Комарово-Келломяки» Ирина Снеговая. Почти три часа чистого, без контаминаций, русского языка. Вдохновенный рассказ из первых уст об ауре, в которой и сегодня продолжают жить тени великих. История места, неоднократно переходившего от Финляндии к России. От Келломяки – до Комарова... Сплетение жизней Шостаковича, Бродского, Гранина, Ахматовой, Тарковского, Стругацких, Черкасова... Невероятная плотность духовного излучения. Судьбы, в которых сильнейший замес счастья и трагедии, таланта и одиночества и всегда – высокая поэзия. Не только в смысле чистого стихосложения, но в смысле – жизнесложения, судьбонесения... Минуты у места упокоения Анны Андреевны. Горящие свечи в светильнике у памятника заметны всегда, даже в такой солнечный день, какой был дарован нам. В субботу был день визиток – съехалось около 70 поэтов. Даже при квоте в одно-два стихотворения, поэтическое знакомство длилось до самого вечера... Погода благоволила к поэтам. Поэзия нон-стоп постепенно заполняла огромную поляну Дома творчества. Сосны молчали, лишь иногда казалось, что, вибрируя, они, словно камертоны, усиливают звук понравившегося им стихотворения. Янис Рокпелнис с удовольствием окунулся в атмосферу фестиваля, вернувшись в Питер через тридцать с лишним лет, рассказывал о временах учебы в Лениградском университете, о том, что тогда, в шестидесятые, писал стихи по-русски. Вечером состоялась премьера проекта «Moving Poetry». Поэзия ищет новых воплощений, ищет новые тропинки к душам и раздумьям слушателей. Группа «Moving Poetry», которой руководит энергичная Яна Брук, представила фрагмент своей программы, в которой делается попытка аккомпанировать стихотворению языком танца. Очень талантливая попытка. Молодые питерские мастера современного танца показали хореографические интерпретации стихотворений Ольги Гришиной, Яниса Рокпелниса и Галины Илюхиной, которые параллельно исполнению звучали фонограммой в исполнении авторов. Это было неожиданно, ярко, вдохновенно. Хотелось смотреть еще... Программа фестиваля была невероятно насыщенной. Здесь и яркий дуэт Марии Ватутиной и Юлии Белохвостовой – программа «Поющие поэты», в которой ироничные, точные, временами – почти фельетонные – строки Марии, приоткрывашие завесу в поэтическое закулисье, сочетались с потрясающим исполнением русских народных песен, и занятный поэзоконцерт Александра Горнона «25-й кадр, или Стихи не о том» - полифоносемантика, анимация текстов, и потрясающий, как всегда, с отличными текстами, театрализованный поэтический капустник ЛИТО «Пиитер», на сей раз носивший название «Москва – Петушки – Комарово», и, наконец, в дополнение ко всему этому невероятному обилию разноформатной поэзии – вечерняя блинная феерия в исполнении Алены Кириллиной... Конечно, заслуга организаторов огромна. Поднять такого формата проект – дорогого стоит. И все эти три дня повсюду с нами была неутомимая Галя Илюхина – душа «Петербургских мостов», казалось, уже нет сил улыбаться, но она улыбалась! И везде успел побывать пытливый и внимательный взгляд Виктора Ганча, который фиксировал мгновения комаровского события. И рядом были быстрый, апельсиновый, радушный Володя Шпаков, и по-доброму ироничный Дима Легеза... День скатывался к вечеру, вечер становился ночью, в которой ручейки поэтов перетекали между домами творчества и соединялись на уютной веранде зеленого дома, где всех ждали песни и кое-что к песне... Прикоснуться к ауре Комарова, тихого, отпускного, сонного, с нечастыми утренними бегунами, помогла Катя Полянская. Воскресным утром она пригласила на прогулку в сторону виллы Рено, где есть система прудов, спускающихся к морю. Солнце неярко брезжило сквозь тучи и густые кроны, щадя усталые после полусонной ночи глаза. Истосковавшиеся по визитерам комары наконец оправдали название места. Мы вышли к берегу залива, который еще почти спал, завернушись в себя, как в одеяло, воскресная лень была щедро разлита вокруг и даже чайки и поморники летали тяжеловато, неохотно, словно их не вовремя разбудили... В акварельном покое комаровского пляжа было столько умиротворения, что захотелось продлить его, пия кофий на террасе с видом на залив... Однако, в ресторации тяжело пробуждался второй день свадьбы, и хмурые лица невыспавшейся обслуги ясно дали понять, что наша идея терпит неудачу. Воскресным днем состоялся турнир поэтов, который вел опытный слэмовский боец Евгений Мякишев. Из состояния пресыщенности настоящей поэзией всех вывела внезапная гостья – бодрая старушка «со стороны», Чухнова Елена Захаровна, которая звонким пионерским голосом читала свои творения про «горение души» и про ежика, который приходил пить молоко к дверям столовой. В этом было столько безоглядной искренности, что кто-то сказал: «Какие все-таки хорошие – плохие стихи...» И фраза зашелестела по рядам слушателей... В первом туре Елену Захаровну искупали в заслуженных аплодисментах и она получила все «пятерки» от судейского квинтета. Дальше борьба была уже более серьезной, в финале встретились Арсен Мирзаев и Дмитрий Артис, который в итоге и стал победителем. Потом – в стык – был финал конкурса «Четвероногая ворона» имени Даниила Хармса, который провел неизменно улыбающийся оптимист Владмир Шпаков. Участники изрядно повеселили стекавшихся слушателей. А победил эксцентричный Андрей Щербак-Жуков, стихи которого безусловно оценила бы и четвероногая ворона и, будь она в Комарове, дальше с Андреем они пошли бы обнявшись, на общих семи ногах... Воскресный файф-о-клок начался выступлением гостей фестиваля. Поскольку у нас с Янисом были дальнейшие питерские планы, мы уезжали около половины шестого. Поэтому нам было предоставлено слово в самом начале. Принимали тепло, с пониманием. Очень чуткая аудитория. В стихи вслушивались, как в ритмы сердца, когда в восьми местах грудной клетки снимают электрокардиограмму... Мы уезжали, когда выступала Оля Гришина из Бельгии. Хотелось остаться и слушать, но время диктовало свои условия. Прощание было грустным, но печаль была светла, потому что будущее сулило новые встречи... Когда мы с Янисом Рокпелнисом вышли из электрички на Финляндском вокзале, пошел дождь. Copyright © 2014 Юрий Касянич
Свидетельство о публикации №201408062050 опубликовано: 6 августа 2014, 10:40:23 |